banner

НАВИГАЦИЯ

РЕКЛАМА

Архив новостей

РЕКЛАМА

Календарь

РЕКЛАМА


Главная Новости

Роботизированная коробка передач

Опубликовано: 02.09.2018

видео Роботизированная коробка передач

Тонкости эксплуатации роботизированной коробки передач

Роботизированная коробка передач представляет собой механическую коробку передач, в которой функции выключения сцепления и переключения передач происходят автоматически. Название "роботизированная коробка передач" говорит о том, что водитель и условия движения создают только входную информацию для системы управления, а работой коробки передач  управляет электронный блок с определенным алгоритмом.



"Робот" сочетает в себе комфорт автоматической коробки передач с надежностью и топливной экономичностью механической коробки. При этом роботизированная коробка в большинстве своем значительно дешевле классического "автомата". Сейчас практически все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили роботизированными коробками передач, устанавливая их на всю линейку моделей от бюджетного до премиального класса.


КОРОБКА РОБОТ. БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?!

Устройство роботизированной коробки передач

Роботизированные коробки передач различаются по конструкции и можно выделить следующее общее устройство данного агрегата - механическая коробка передач с системой управления сцеплением и передачами.


Коробка передач с двойным сцеплением. Устройство и принцип работы

В автоматизированных коробках передач применяется сцепление фрикционного типа. Это может быть как отдельный диск, так и пакет фрикционных дисков. Прогрессивным в конструкции коробки передач является  двойное сцепление, обеспечивающее передачу крутящего момента без разрыва потока мощности.

Роботизированная коробка передач

В основе конструкции роботизированной коробки лежит механическая коробка передач. При производстве используются, в основном, готовые технические решения. Например, автоматизированная коробка передач Speedshift от Mercedes-Benz построена на базе АКПП 7G-Tronic путем замены гидротрансформатора на фрикционное многодисковое сцепление. В основе коробки SMG от BMW лежит шестиступенчатая механическая коробка, оборудованная электрогидравлическим приводом сцепления.

Коробки-роботы могут иметь электрический или гидравлический привод сцепления и передач. В варианте с электрическим приводом исполнительными органами являются сервомеханизмы (электродвигатель и механическая передача). Гидравлический привод осуществляется при помощи гидроцилиндров, управляемых электромагнитными клапанами. Такой вид привода еще называют электрогидравлическим. В некоторых конструкциях "роботов" с электрическим приводом (Easytronic от Opel, Durashift EST от Ford) используется гидромеханический блок с электродвигателем для перемещения главного цилиндра привода сцепления.

Электрический привод отличается невысокой скоростью работы (время переключения передач 0,3-0,5 сек.) и меньшим энергопотреблением. Гидропривод предполагает постоянное поддержание давления в системе, что приводит к большим затратам энергии. Но с другой стороны он и более быстрый. Некоторые роботизированные коробки передач с гидравлическим приводом, устанавливаемые на спортивные автомобили, имеют просто невероятную скорость переключения передач: Ferrari 599GTO - 0,06 cек., Lamboghini Aventador – 0,05 cек.

Эти качества определяют область применения «роботов» с электрическим приводом на бюджетных автомобилях, с гидравлическим приводом – на более дорогих автомобилях. Электрический привод имеют следующие конструкции коробок передач:

Allshift от Mitsubishi;

Dualogic от Fiat;

Easytronic от Opel;

Durashift EST от Ford;

MultiMode от Toyota;

SensoDrive от Citroen;

2-Tronic от Peugeot.

Достаточно много роботизированных коробок оснащаются гидравлическим приводом:

ISR (Independent Shifting Rods) от Lamborghini;

Quickshift от Renault;

R-Tronic от Audi;

Selespeed от Alfa Romeo;

SMG от BMW.

Управление роботизированной коробкой передач осуществляет электронная система, включающая в себя входные датчики, электронный блок управления и исполнительные механизмы. С помощью входных датчиков отслеживаются основные параметры коробки передач: частота вращения на входе и выходе, положение вилок включения передач, положение селектора, а также давление и температура масла (для гидравлического привода), данные передаются в блок управления.

По данным сигналов датчиков электронным блоком управления формируется управляющее воздействие на исполнительные механизмы в согласно заложенной программы. В своей работе электронный блок взаимодействует с системой управления двигателем, системой ABS (ESP). В роботизированных коробках с гидравлическим приводом в систему управления дополнительно включен гидравлический блок управления, обеспечивающий непосредственное управление гидроцилиндрами и давлением в системе.

Исполнительными механизмами роботизированной коробки передач в зависимости от вида привода являются электродвигатели (электрический привод) или электромагнитные клапаны гидроцилиндров (гидравлический привод).

Коробка передач с двойным сцеплением

Основным минусом роботизированной коробки передач является сравнительно большое время переключения передач, что приводит к рывкам и провалам в динамике автомобиля и, как следствие, снижает комфорт от управления транспортным средством. Решение этой проблемы было найдено в применении коробки передач с двумя сцеплениями, обеспечившей переключение передач без разрыва потока мощности.

Двойное сцепление позволяет при включенной передаче выбрать следующую передачу и при необходимости включить ее без перерыва в работе коробки. Поэтому другое название роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями - преселективная коробка передач (от preselect - предварительно выбрать).

Еще одним преимуществом коробки передач с двойным сцеплением является высокая скорость переключение передач, зависящая только от скорости переключения муфт (DSG от Volkswagen - 0,2 cек., DCT M Drivelogic от BMW – 0,1 cек.). «Робот» с двумя сцеплениями отличается еще и компактностью, что актуально для малолитражных автомобилей. Вместе с этим, можно отметить повышенное энергопотребление коробки (особенно с «мокрым» сцеплением). Относительно высокая скорость переключения передач в совокупности с непрерывной передачей крутящего момента позволяют добиться прекрасной разгонной динамики автомобиля и экономии топлива.

В настоящее время двойное сцепление применяется на таких роботизированных коробках передач как:

DCT M Drivelogic от BMW;

DSG от Volkswagen;

PDK от Porsche;

Powershift от Ford, Volvo;

Speedshift DCT от Mercedes-Benz;

S-Tronic от Audi;

TCT от Alfa Romeo;

Twin Clutch SST от Mitsubishi.

Все перечисленные роботизированные коробки передач используют гидравлический привод сцепления и передач. И лишь одна коробка передач на сегодняшний день имеет электрический привод устройств, это EDC (Efficient Dual Clutch) от Renault (время переключения передач 0,29 сек).

Первыми массово стали применять коробки передач с двумя сцеплениями Volkswagen и Audi, которые устанавливают роботизированную коробку передач DSG и S-Tronic на свои автомобили с 2003 года. Коробка S-Tronic является аналогом коробки DSG, но в отличие от нее устанавливается продольно оси на задне- и полноприводные автомобили.

На автоматизированной коробке DCT M Drivelogic в системе управления реализуется функция Drivelogic, в которой предусмотренно одиннадцать программ переключения передач. Шесть программ выполняются в режиме ручного переключения, а пять являются автоматизированными программами переключения передач. Такая функция позволяет адаптировать смену передач под стиль вождения конкретного человека. По сути, данная коробка является адаптивной коробкой передач.

Принцип действия роботизированной коробки передач

Работа роботизированной коробки передач

Работа роботизированной коробки передач может осуществляться в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронный блок управления (1) согласно сигналов входных датчиков (4) выполняет определенный алгоритм управления коробкой с помощью исполнительных механизмов (2,3).

На всех роботизированных коробках имеется режим ручного (полуавтоматического) переключения передач, подобный функции Tiptronic АКПП. Работа в этом режиме дает возможность последовательно переключать передачи с низшей на высшую и наоборот с помощью рычага селектора и (или) подрулевых переключателей. Поэтому иногда роботизированная трансмиссия называется секвентальной коробкой передач (от sequensum – последовательность).

rss