banner

Арктические технологии: электрообогрев на шельфе // Оборудование, услуги, материалы // Наука и технологии

Опубликовано: 02.09.2018

Интерес к Арктическому региону растет с каждым годом, как со стороны научного сообщества, так и со стороны компаний и государства. Это неудивительно, ведь развитие арктической зоны - стратегическая задача России, в решении которой важно объединить усилия бизнеса, власти и общества.

Крупнейшие нефтегазовые проекты, такие как «Ямал СПГ», МЛСП «Приразломная», терминал «Ворота Арктики» показали огромный экономический потенциал Арктики, дальнейшему развитию которой должны послужить совершенствование транспортной инфраструктуры и отечественных импортозамещающих технологий.


Арктические горизонты. В Москве проходит выставка вертолётной индустрии

Последнее особенно важно, учитывая усиливающееся с каждым годом санкционное давление на Россию и постоянно меняющуюся рыночную конъюнктуру.

Ярким примером импортозамещающих решений, необходимых для освоения арктического шельфа, являются системы промышленного электрообогрева, обеспечивающие защиту от замерзания и позволяющие поддерживать необходимую температуру на промышленных объектах в суровых климатических условиях.

Популярность в различных областях промышленности такие системы завоевали благодаря своей гибкости, энергоэффективности, удобству монтажа и эксплуатации.

Лидером на российском рынке по данному направлению является Группа компаний «Специальные системы и технологии», предлагающая широкий спектр технологий электрообогрева различного назначения, в т.ч. для повышения надежности и безопасности освоения шельфовых месторождений.

Так, системы электрообогрева ГК «ССТ» могут применяться на морских ледостойких платформах, судах, верфях, объектах береговой инфраструктуры, подводных комплексах и трубопроводах, вертолетных площадках.

Они способны обеспечить защиту от климатических рисков технологического оборудования, а также узлов и агрегатов спецтехники в условиях Арктики, во взрывоопасных и агрессивных средах.

Одна из таких систем была смонтирована на ледостойкой стационарной платформе компании «ЛУКОЙЛ» на месторождении имени Ю. Корчагина в Каспийском море в 180 км от Астрахани и в 240 км от Махачкалы.

ООО «ССТэнергомонтаж» , входящее в ГК «ССТ», выиграло тендер и стала единственной компанией, на протяжении всего строительства и эксплуатации морской платформы, осуществляющей проектирование, поставку, монтаж, гарантийное и сервисное обслуживание систем электрообогрева.

Для реализации данного проекта специалистами ГК «ССТ» были найдены и успешно реализованы решения для всех специфических и нестандартных ситуаций, в т.ч. все материалы и оборудование, применяемые в проекте, были взрывопожаробезопасными, а конструкции - устойчивыми к воздействию морского климата и химических веществ.

Всего «ССТэнергомонтаж» за время работы над проектом электрообогрева морской ледостойкой платформы в период с 2007 по 2010 гг. выполнила 8 проектов:

- буровая установка;

- переходный мост между ЛСП 1 и ЛСП2;

- общесудовой и энергетический комплекс (второй и третий этап);

- трубопроводы ЛСП2;

- эксплуатационный комплекс. Этап 4.1;

- эксплуатационный комплекс. Этап 4.2;

- импульсные линии и шкафы КИПиА. Этап 4.3;

- компрессоры высокого и низкого давления.

Важно подчеркнуть, что особенностью практически всех, а особенно арктических проектов, является необходимость создания технологий конкретно под замысел, и ГК «ССТ» на базе собственных разработок готова предлагать заказчикам индивидуальные решения.

В частности, это касается освоения глубоководных месторождений, где в качестве одного из наиболее перспективных технических решений, упрощающих работу нефтедобывающих компаний, рассматривается применение метода активного (прямого) обогрева трубопроводов.

Данный метод способен решить одну из самых острых проблем отрасли, а именно - замедлить или даже на время прекратить отложение парафинов и образование гидратных пробок в морских трубопроводах в период низких объемов добычи.

Каким образом? Активный обогрев трубопровода предусматривает поддержание нейтрального или позитивного температурного градиента по всей длине трубопровода.

Кроме того, активный нагрев в элементах как добывающей, так и транспортной инфраструктуры месторождений позволит на порядок повысить экономическую привлекательность отдаленных залежей, увеличить эффективность доразработки зрелых месторождений, а также свести к минимуму потери транспортных мощностей и сократить общие производственные расходы.

Не говоря уже о снижении техногенных рисков для окружающей среды.

Технологии данного типа активно развиваются на Западе, т.к. южные моря более благоприятны для применения различных инноваций.

Тем не менее отечественные компании не стоят на месте и стараются предложить рынку уникальные разработки, подходящие именно для перспективных российских шельфовых проектов, в большинстве своем сосредоточенных в Арктическом регионе.

Например, группа компаний «Специальные системы и технологии» готова предложить заказчикам два варианта решения задачи обогрева подводных трубопроводов на основе нагревательных электрических кабелей:

- Underwater Heat Tracer Skin (UHT Skin) - система на основе скин-эффекта для обогрева скважин и подводных трубопроводов длиной до 60 км с подачей питания из одной точки;

- Underwater Heat Tracer VeLL (UHT VeLL) - система обогрева сверхдлинных трубопроводов длиной до 150 км с подачей питания из одной точки.

Рассмотрим подробнее.

Система электрообогрева на основе гибкого скин-нагревателя (UHT Skin) энергоэффективна.

Доказательством могут служить опытно-промышленные испытания нагревателя в составе системы электрообогрева скважин Stream TracerTM: фактическое энергопотребление снизилось на 47 % (по сравнению с обогревом флюида в НКТ резистивным кабелем).

Скин-эффект возникает в проводниках под воздействием электромагнитных явлений протекающего переменного тока.

В основе системы лежит уникальный гибкий индукционно-резистивный нагреватель - собственная разработка ГК «ССТ».

База системы электрообогрева сверхдлинных трубопроводных систем UHT VeLL - кабели постоянной мощности VLL-A (алюминиевые жилы) и VLL-C (медные жилы).

Сечение выбирается в зависимости от необходимой мощности тепловыделения и длины обогреваемого участка. Для предварительно теплоизолированных трубопроводов кабели помещаются в направляющие элементы, установленные на транспортной трубе под теплоизоляцией, а соединения выполняются герметичными муфтами.

Преимуществ у перечисленных подходов немало: за счет полной герметизации нагревательного элемента гарантируется абсолютная надежность в условиях работы под водой, затраты на строительно-монтажные работы довольно низкие, а заданная температура поддерживается автоматически.

Кроме того, обогрев протяженных и сверхпротяженных подводных трубопроводов возможен с подачей электропитания с одного конца трубопровода.

Кстати, среди уникальных разработок ГК «ССТ» можно отметить так называемый гибкий скин (индукционно-резистивный кабель гибкий, ИРКГ), который также может применяться для обогрева подводных и подземных трубопроводов.

Он защищен от воздействия агрессивной внешней среды герметичной стальной гофрированной оболочкой и отличается низкими затратами на строительно-монтажные работы, возможностью укладки внутри трубопровода и простотой монтажа.

Разработке инновационных решений для отрасли в ГК «ССТ» уделяется огромное внимание, поскольку технологическое лидерство практически гарантирует первенство на рынке.

ГК «ССТ» располагает многолетней отраслевой экспертизой и собственным научно-исследовательским центром на базе особого конструкторского бюро «Гамма», а также инжиниринговой компанией для разработки, производства, поставки и монтажа систем электрообогрева (R&D центр).

Все это позволяет компании продолжать нарабатывать обширный опыт применения систем электрообогрева на объектах в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Специалистами ГК «ССТ» уже спроектировано и смонтировано свыше 10 тыс. систем промышленного обогрева трубопроводов и резервуаров для объектов ТЭК, среди которых Заполярное, Бованенковское и Харьягинское месторождения, ледостойкие стационарные платформы на месторождениях им. Ю. Корчагина, им. В. Филановского, а также платформа «Жданов А» в туркменистанской части Каспийского моря.

Теперь слово за отечественными технологиями обогрева трубопроводов, которые набирают все большую популярность, что неудивительно, ведь добывающие компании в России постепенно переходят ко все более современным системам с меньшими энергетическими затратами во всех сферах своей деятельности. В этой связи особенно радует тот факт, что российским компаниям есть что предложить.

Группа компаний «Специальные системы и технологии»

Проектируемый проезд 5274, стр.7 (сине-зеленое здание)

141008, г. Мытищи, Московская область

+7 (495) 728-80-80

[email protected]

НАВИГАЦИЯ

РЕКЛАМА

Архив новостей

РЕКЛАМА

Календарь

РЕКЛАМА

rss